Основным регулирующим актом выступает Приказ Минсельхоз РФ за номером 679, в котором даны подробные инструкции о порядке выдачи удостоверений, а также расписаны правила допуска к сложным самоходным устройствам и механизмам.
Ранее вопрос регулировался нормативно-правовым актом за номером 807. При детальном изучении обоих документов в них просматриваются отличия. О тонкостях и особенностях по каждому нормативному акту детальнее ниже в статье.

Схожесть и различия документов №679 и 807
Приказ №679 вступил в силу в начале 2023 года, предыдущий документ был утвержден еще в ноябре 1999 года. Документы дополняет один другой, но поздняя публикация выпущена в значительно уменьшенном варианте.
В ранней редакции существенная часть дублированного текста из Правил допуска, а оставшаяся область практически без изменений повторяет переданный текст предписаний. В документе нового образца за номером 679 подобные дубляжи отсутствуют. В нем есть только те сведения, которые не включены в основной документ, что повлияло на сокращение тела Приказа. По объему новая версия занимает 16 листов стандарта А4, тогда как предыдущий вариант рассчитан на 24 страницы.
Обновления Приказа №679
Оставшиеся разделы №807 и 679 совпадают по многих пунктам, но есть и существенные отличия:
- Экзамены – сдавать экзамены нужно на машине, по категорийности которой проходило обучение. Если претендент на удостоверение подтверждает квалификацию только по нескольким машинам, имея при этом знания и опыт работы с другими устройствами, документ машиниста выдается только по техникам, которые закреплены на экзамене. При этом кандидат пишет заявление на сдачу только нескольких категорий, а не всех. На этот счет в новом Приказе есть поправки:
- Имея квалификацию по нескольким категориям, претендент может сдавать экзамены по каждой из них, но, если успешно сдать все не удается, можно временно отказаться от претензий по данным степеням, и получить удостоверения по успешно сданным позициям. Оставшиеся несданными категории можно подтвердить значительно позже.
- Если кандидат в машинисты-трактористы прошел обучение по нескольким уровням, но не планирует реализовать их все, то экзамены можно сдавать только по выбранным, о чем претендент пишет заявление до начала проверки.
Экзамены сдаются в специальном отделе Гостехнадзора.
- Освобождение от экзамена на знание правил дорожного движения – поправка касается лишь водителей определенной категории «В», «С» или «Д», также подходит для механиков-водителей, что подтверждается удостоверением. Это относится к военнослужащим при исполнении. Это требование заметно ужесточили, ведь ранее допускалось наличие прав любой категории, теперь же лишь для:
- «В» автомобили легковые и грузовые малой грузоподъемности.
- «С» грузовые машины массой свыше 7,5 тонн
- «Д» автобусы пассажирские.
Для водителей, которые располагают правами категории «А и А1» обычные и легкие мотоциклы, «В1» трициклы, «С1» грузовые машины средней тяжести, «Д1» автобусы малой вместимостью, а также «М» мопеды, «Тм» и «Тб» трамваи и троллейбусы, сдача экзамена по ПДД не отменяется.
- Получение (замена) удостоверений – отметка о сдаче экзамена и разрешении на вождение для тракториста-машиниста всех трех классов проставляется в графе от «В» до «F». Добавлена графа категории «Д», отвечающая за управление агрегатами мощностью более 110 кВт, что для водителей самоходных машин более выгодные условия. Впрочем, изменения коснулись лишь трактористов, получивших удостоверения до 1975 года, которые на данном этапе находятся в предпенсионном возрасте или уже вышли на пенсию.
- Обновленные бланки удостоверения машиниста-тракториста, в которых категорию «А» разбили на четыре подкласса, а для «С» и «Д» добавили мощность на 110,3 кВт.
Подобные изменения коснулись лишь относительно небольшой группы граждан, но для тех, кто в нее включен, нововведения значительно упрощают получение/обмен удостоверений.

Новое для специальности дефектоскопист
Удостоверение специалиста по контролю над дефектами также требует подтверждения квалификации. Дефектоскопист отвечает за выявление слабых и незащищенных мест на производстве. Специалист по дефектам работает на стройплощадках, на производствах, складских помещениях. В составе экспертных групп проверяет ОПО, оценивает категорийность и присваивает уровень опасности.
Профессия требует работы с точными, технически сложными приборами, к тому же, дефектоскопист в ответе за сбои в работе, что требует тщательной скрупулёзной подготовки и регулярных переаттестаций.
Полномочия дефектоскопистов зависят от разряда:
- Первая степень – занят в подготовке измерительного оборудования, проводит контроль под руководством старших коллег, готовит отчеты.
- Второй разряд – настраивает приборы, проводит оценку объектов и сравнение с нормативами, работает по методике, оформляет протокол.
- Третий уровень – управляет, утверждает документацию, проводит проверки, обучает новичков.
Дефектоскопист проходит обучение и подтверждает квалификацию. В последующие годы с периодичностью раз в 1-5 лет проходит курсы повышения квалификации продолжительностью не менее 72 часов, что подтверждается аттестатом.
Как проверить права тракториста
Для проверки необходимо использовать Технологический портал Минсельхоза России Федеральная государственная информационная система учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним. Переходите по ссылке — http://usmt.mcx.ru/RequestInformation/Page?p=2, заполняете форму и получается результат проверки прав тракториста.
Как проверить удостоверение тракториста.
Для проверки необходимо использовать сервис проверки документов на официальном сайте РосОбрНадзор.
Переходите по ссылке — https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/formirovanie-i-vedenie-federalnogo-reestra-svedenij-o-dokumentah-ob-obrazovanii-i-ili-o-kvalifikaczii-dokumentah-ob-obuchenii/, заполняете форму и получается результат проверки удостоверения тракториста.
Вопросы и ответы
Зависит от категории документа:
- «АI» (мотосани, снегоходы, квадроциклы) – 16 лет.
- «В», «С», «Е», «F» (уборочные комбайны, кран самоходный, вездеходы гусиничные, бульдозеры, экскаваторы, штабелеры, погрузчики) – 17 лет.
- «Д» (пневмоходный кран, погрузчик) – 18 лет.
- «АII», «АIII» (вездеходы на шинах, снегоболотоходы, самосвал для карьеров) – 19 лет.
- «АIV» (аэродромные автобусы) – 22 года.
Документ дает право управлять самоходными машинами различных категорий: экскаватор, трактор, погрузчик, бульдозер, уборочный комбайн. Также удостоверение может пригодиться любителям экстремальных видов спорта, которые предпочитают передвигаться на вездеходах, снегоболотоходах или квадроциклах. Понадобится документ и водителям автодромных автобусов, и прочих самоходных машин. Для этого предусмотрены несколько подклассов в правах категории «А», получить которые можно по достижению возраста от 16 до 22 лет (в зависимости от категории).
Пройти обучение могут:
- Граждане без подготовки, но изъявившие желание освоить специальность.
- Действующие специалисты, проходившие обучение более года назад, для подтверждения квалификации.
- Профессионалы первой или второй категории, желающие повысить квалификацию.
Законодательством предусмотрены два этапа процедуры:
- Получение временного удостоверения – выдается при условии прохождения полного обучающего курса со сдачей внутреннего экзамена, а также после пробного вождения и сдачи экзамена в Гостехнадзоре.
- Получение постоянного документа – выдается после прохождения установленного срока практики на предприятии. Кандидат подает справку о завершении стажировки и получает свидетельство об окончании курсов, и постоянное удостоверение.
Проверка осуществляется на специальных сервисах с базой данных. Основной – официальный сайт Минсельхоз РФ. Услуга предоставляется бесплатно. Находясь на означенном сервере, следуя инструкциям, вводится номер удостоверение и убедиться в подлинности.
Кандидат получает временное удостоверение (не относится категорий «АII» и «АIII»). Выдается на десять лет. По истечении означенного срока обращаются в отделение Гостехнадзора для замены удостоверения.